Эксплуатация и ремонт бензинового генератора
Мы используем разную технику, работающую от электросети. В городах электроэнергию на больших участках отключают довольно редко, так как при нарушении электроснабжения один участок работает за счёт другого до завершения ремонтных работ. И если это произошло, то поломки быстро устраняются. В деревнях и на дачных участках всё по-другому. Ремонтные работы проводятся часто и недостаточно оперативно, а на многих удалённых от сети объектах электричества вообще нет. Эти проблемы можно решить путём приобретения компактной бензиновой электростанции.
Содержание
Виды и типы генераторов
Генератор — это аппарат, предназначенный для производства электрической энергии. Генераторы отличаются типом потребляемого топлива и двигателем и бывают трёх видов.
- Бензиновые. Используются в строительстве, для работы с электроинструментом при выезде на удалённые объекты, в жилом частном секторе.
- Дизельные. Применяются в качестве временного или основного источника питания на больших объектах.
- Газовые. Устанавливаются на предприятиях, базах отдыха, в магазинах.
В свою очередь, бензиновые генераторы делятся на три категории в зависимости от выходной мощности.
- Инверторные портативные генераторы мощностью до 1 кВт.
- Инверторные бензиновые генераторы мощностью до 6 кВт.
- Бензиновые генераторы мощностью свыше 6 кВт.
По способу подключения нагрузки они подразделяются на:
-
однофазные. Имеют выходное напряжение 220 В;
-
трёхфазные. Выходное напряжение 220 и 380 В. К ним можно подключать и обычные потребители тока на одну фазу. Трёхфазные генераторы с напряжением 220 В можно применять только для освещения.
По внутреннему устройству и схеме исполнения генераторы делятся на три подвида.
- Асинхронные. У якоря нет обмоток, что обеспечивает простоту конструкции и надёжность. Такие устройства плохо переносят пусковые нагрузки, поэтому в основном используются для работы с активными нагрузками.
- Синхронные. Имеют якорь с обмотками, поэтому их конструкция более сложна и подвержена поломкам. Основные неисправности синхронных генераторов связаны с коротким замыканием обмоток, износом щёток и коллектора. Но из-за хорошей переносимости пусковых нагрузок эти приборы используются для работы с реактивными нагрузками.
- Инверторные. Оснащены электроникой, поэтому имеют малый вес, небольшие размеры, не сильно шумят при работе. Но они менее надёжны из-за наличия большого количества электронных компонентов, выдают небольшую мощность и не выдерживают высокие пусковые токи.
В бензиновых генераторах используется два вида двигателей.
- Двухтактный. Применяется топливо в виде смеси бензина с маслом. Такие генераторы имеют небольшую мощность, но дешёвые, лёгкие и небольшие.
- Четырёхтактные. Их используют в генераторах более высокой мощности.
Как выбрать бензиновый генератор
Огромный ассортимент бензогенераторов требует чёткого понимания основных критериев, по которым их нужно выбирать. Приобрести наиболее подходящую модель будет проще, если произвести отсев лишнего функционала по следующим параметрам.
-
Мощность. При расчёте необходимо учесть, сколько будут потреблять все приборы, которые вы хотите подключить к генератору. При этом следует иметь в виду, что некоторые приборы, например, холодильник, бетономешалка, насос, электроинструмент при старте потребляют в несколько раза больше электроэнергии. Необходимо заложить этот запас так, чтобы генератор на пике работал не на 100% своей мощности, а примерно на 80%. Это обеспечит и долгий срок службы генератора, и небольшую экономию бензина. Выбирать можно по следующим категориям:
- маленькие модели мощностью от 600 Вт до 1,5 кВт. Они компактные, их удобно возить на природу, дачу, рыбалку. Они не занимают много места и стоят недорого;
- самый распространённый тип мощностью около 2,5 кВт. Это универсальные модели и стоят они относительно недорого. Их можно использовать для магазина, офиса, дома. Мощности в 2 кВт достаточно, чтобы подключить все основные приборы;
- электростанции мощностью в районе 5 кВт. Этого достаточно для обеспечения большого дома, фирмы или строительных потребностей.
- Принцип работы. Инверторные генераторы бесшумны и экономичны. Они подойдут для квартиры или маленького участка. На больших объектах лучше использовать обычные модели.
- Тип двигателя. Двухтактные модели — маломощные, но легко запускаются в мороз. Четырёхтактные можно эксплуатировать круглосуточно, но в мороз сложно заводить.
- Тип генератора. Асинхронный может работать только с приборами, имеющими постоянные токовые характеристики при запуске. Синхронный работает с насосами, сваркой, компрессором.
- Фазность. Однофазные генераторы питают электрочайники, микроволновые печи, телевизоры, лампочки. Трёхфазный генератор работает с электроплитами, насосами, сваркой. На каждую фазу приходится одна треть мощности генератора, поэтому их нельзя нагружать большей мощностью. Для нормальной работы разница мощностей, подключённых на каждую фазу, должна быть не более 25%. Генератор не сможет одновременно питать на одной фазе лампочку в 100 Вт, а на другой плиту в 1,5 кВт. В таких случаях возникает перекос напряжения в сторону одной из фаз, который может привести к выходу из строя техники и увеличению расходов на электроэнергию.
- Ёмкость бензобака. Наличие 20 литров топлива в баке даёт генератору возможность работать 15 и более часов.
- Электростартёр. На многих генераторах стоит ручной запуск. Аппараты со стартёром стоят дороже, а ремонт их немного сложнее из-за наличия дополнительного узла.
- Система автозапуска генератора. Позволяет запускать прибор автоматически, когда пропадает свет.
- Дополнительные функции. Они упрощают эксплуатацию генератора:
- цифровой вольтметр показывает рабочее напряжение в сети и количество отработанных моточасов;
- наличие двух колёс позволяет перевозить генератор как тележку;
- кожух надевается на установку, если она стоит на улице. Защищает от дождя, ветра, снега;
- наличие выхода на 12 В. Это может быть полезно для зарядки автомобильных аккумуляторов;
- количество розеток. При большом количестве потребителей нужно рассчитать их подключение так, чтобы розеток хватило на всех.
- Охлаждение. Оно может быть воздушным и водяным. Воздушное охлаждение предъявляет определённые требования к циркуляции воздуха. Обычно они описаны в инструкции, внимательно читайте при установке.
Отзывы о разных моделях бензогенераторов
Здесь мы приведём отзывы о самых популярных бензогенераторах, которые потребители использовали в разных условиях и для разных задач.
Однофазный асинхронный генератор «ЗУБР 3ЭСБ-1200»
Эта модель рассчитана на подключение однофазной нагрузки мощностью до 1,2 кВт и позволяет подзарядить автомобильный аккумулятор.
Отличный агрегат -лучший из своего класса. Прекрасно спроектирован и собран. Хорошая комплектация (лейка для масла, провода для зарядки АКБ, свечной ключ). Заводится и работает стабильно, даже на морозе. Выдаёт стабильное напряжение. Без проблем работает с импульсными нагрузками (электродрель, перфоратор и т.д.).
Не шумный.
Достоинства: Компактность,сборка,расход топлива.
Недостатки: Косяки регулировки с завода.
Комментарий: Постараюсь изложить последовательно все замеченное в процессе эксплуатации.После нескольких не очень удачных попыток заиметь себе компактный движок с габаритами как у китайских безродных двухтактников и с достаточной мощностью для освещения гаража и выездов на природу,остановил выбор на этом изделии. Перво-наперво.На стартере гордо красуется куцая бумажка HONDA GHX50. Если взглянуть на GHX50 так как он выглядит на сайте Хонды,то бросаются в глаза серьёзные отличия-бензобак,глушитель,расположение свечи зажигания,стартер-шморгалка. По паспорту значится движок 98 кубиков,т.е. около 4-х л.с.,а этот,если он действительно Хонда-49 кубиков и 2,4 л.с. Где-то ошибка.. Вполне возможно,что это и вправду Хонда,только поставляемый в кастрированном виде. Но сам движок выполнен безупречно.Сравнивая его вживую с китайскими,ясно видна разница в качестве литья,крепеже и пр.Заводится нормально.-25 проблем небыло. При окружающей температуре ниже -15,не выходит на рабочий температурный режим-уменьшается приёмистость и мощность двигла..Напряжение вроде держит с небольшими колебаниями в пределах 5–10 вольт(что несколько настораживает,учитывая то,что альтернатор щёточный),при нагрузке близкой к номинальной,лампы заметно мигают с частотой рабочего хода поршня (т.е. как у альтернаторов без АВР). Инструмент до 600 ватт к стартовому току не чувствителен.Мои бывшие китайские двухтактники на 4 литрах горючки при нагрузке около 700ватт работали более 8-ми часов. Этот заглох через 7 часов.Таким образом,удельный расход бенза получился 0,75 литров на киловатт.Прожорливо как то. Хороший показатель-0.4.Через неделю выяснил,что забит воздушный жеклёр на карбюраторе и не отрегулирован двигатель на 3000 оборотов. После исправления обнаруженного, испытания показали:4литра-10часов при 800 ватт нагрузки-0,5л/квт. Хорошо!Неплохо сделан воздушный фильтр.НО! Весь крепёж выполнен безупречно,не на семечках,как безродный Китай.При перевозке в машине бензин из под крышки не выбивает.Стартер слева-малоудобно.
Трёхфазный асинхронный генератор Geko 6400 ED-A/HHBA
Асинхронная бензиновая электростанция Geko 6400 ED-A/HHBA обеспечивает выходную мощность до 6 кВт.
Пользуюсь генератором Geko 6400 уже десять лет.
Работаю на строительстве частных домов. Условия эксплуатации самые жесткие. Сверхнадежный АСИНХРОННЫЙ генераторный блок полностью оправдал ожидания. Менял масло в срок и никогда не было проблем. Двигатель японский а остальное сделано и собрано в Германии. Рекомендую к покупке любому, кто нуждается в автономном электрообеспечении.
Однофазный синхронный генератор «Интерскол ЭБ-5500»
Синхронный генератор «Интерскол ЭБ-5500» может обеспечить электричеством дачный участок средних размеров.
Покупая эту электростанцию, я понимал на что иду — на затраты по топливу. А, с другой стороны, для комфортного существования за городом в условиях отключения тока, генератора меньшей мощности просто не хватит физически.
Кондиционеры, котел, бойлер, погружной насос, микроволновка, посудомойка… И это уже не говоря об компах, телевизорах и прочей мелочевке. А семья у нас большая — 6 человек проживает. Всем нужно электричество.
Что могу сказать после 1,5 лет использования. Вручную ни разу стартовать не приходилось. Щелчок тумблера и машинка завелась. Работает не громче чем обычный скутер, даже глушитель есть)))) Кстати и расход где-то такой же. То есть, реальный расход чуть-чуть больше, чем выходит по документам, но это если включить в доме все по максимуму.
Опишу один момент: надо было кое-что сварить во дворе. Только начал работать, как вырубили свет. Откладывать дела было не с руки. Сказал, конечно, домашним чтобы не сильно напрягали сеть, и подключил к генератору сварку инверторную. Вообще никаких проблем! Вытянул ее «на ура» (работал электродом трёшкой).
Достоинства: Выглядит надежно. Какой никакой, но частично наш. Купил, все подсоединил, залил масло и запустил. Уже год никаких проблем. Тянет уверенно одновременно обогреватель 3Кв, погружной насос «водолей», холодильник, свет и компьютер с телевизором. В общем когда выключают свет ни в чем себе не отказываем.Недостатки: Расход конечно дикий, 3.1л/час на максимальной нагрузке. В среднем 2–2,5л. Хотя может для 5 киловатт это норма.Комментарий: Советую чуть раскошелится и взять модель с возможностью подключения газа, есть и такая у Интерскола. Потому что с таким расходом на бензине быстро в трубу вылетишь во время долгих отключений.
Трёхфазный синхронный генератор DDE DPG10553E
Мощная электростанция американского бренда позволяет работать с суммарной трёхфазной нагрузкой в 8,5 кВт.
Купили генератор для стройки дома. Электричество там нескоро проведут поэтому взяли трехфазный, чтобы по окончанию строительства сделать нормальную электрику в доме. Сейчас используем только розетки 220 вольт. Заводится очень просто. Не «проседает» мощность при подключении инструмента. Подключали перфоратор, дрель, ушм, сварочник. Всё работает как часы) Увезли далеко от города, поэтому сразу купили несколько фильтров и 5 литров масла для него. Пользовались всё лето и ни разу он нас не подвел!
Достоинства: Цена/Качество/Мощность Недостатки: НЕЛЬЗЯ подключать нагрузку в обе розетки одновременно. Комментарий: Универсальный: 220V/380V, приличная мощность. Все индикаторы на панели управления(удобно) Есть эл стартер, запускается отлично. Большой бак: среднем на 7–8ч работы. Хорошая комплектация.Заявленные характеристики держит.
Инверторный однофазный генератор FUBAG TI 700 мощностью 0,77 Вт
Небольшой бесшумный генератор для подключения самых необходимых электрических приборов.
Станция приобретена для обеспечения электроэнергией охотничьих домиков. Отлично уместилась в сумке из под запасного парашюта. Ездит со мной на машине, на буране, таскаю по лесу до избушки. Работает тихо и заправки хватает (с нагрузкой 300 Вт) на 3ч50м. На морозе -25 заливал моторное масло 5W40 синтетику лукойловскую — отлично работает.
Достоинства: 1. Прежде всего экономичность — при нагрузке в 150 Вт 1 литра бензина хватает на 4–6 часов. 2. Легкий запуск — с одного рывка шнуром. 3. Низкий уровень шума. 4. Очень стабильное напряжение — лампочки не мерцают 5. Несложное, как выяснилось обслуживание, которое вполне по силам делать самому
Недостатки: 1. Корпус быстро теряет товарный вид 2. Неудобно сливать и заливать масло 3. Мала емкость топливного бака
Комментарий: Покупал на дачу как источник электроэнергии для маломощных потребителей: свет, компьютер, зарядка аккумуляторов. Свое назначение аппарат оправдывает. Не пытайтесь подключить к нему мощную нагрузку. Перегрузок эта машина хоть и не боится, но работать с ней тоже не может — аварийно выключается. После года эксплуатации у аппарата сгорел инвертор. Честно говоря — тут скорее моя вина. К генератору был подключен насос «Кама» со сломаной щеткой, в результате чего ток в цепи пульсировал. Инвертор мне без проблем заменили в сервисном центре. Без каких либо препонов и лишних вопросов. Также после зимы пришлось сделать ревизию карбюратора (бензин, будь он проклят). Сейчас аппарат снова в работе. Отработал уже наверное часов 300–400. Тем не менее — работоспособен. Хотя масло уже начал «подъедать».
Однофазный генератор Hyundai HY12000LE мощностью 11 кВт и весом 170 кг
Профессиональная модель с четырёхтактным двигателем, обеспечивающая выходную мощность до 10 кВт.
В плане бензина экономичный, и при этом очень мощный. Глюков в работе за время пользования пока не было, 4-х тактный цикл, большой глушитель — шумит адекватно для такой махины, не ревет, как танк, не перегревается, вибрирует, что естественно, очень качественная система охлаждения. Супер функциональный, на данный момент я очень доволен, а там видно будет. По параметрам все что заявлено в инструкции в принципе и выдает.
Достоинства: С новым проблем нет. Если правильно установить, то будет всё хорошо.
Недостатки: Очень шумный!!! Значительно шумнее заявленных характеристик! 2 выхлопных патрубка (т.е. требуется оборудование 2-х отводов выхлопа). Стоять, как резервный, или храниться, как мобильный, должен только в отапливаемом помещении, у меня стоял на улице под навесом (без прямого доступа влаги) с блоком АТС, от сырости накрылась вся электроника
Трёхфазный генератор «Вепрь АБП 12-Т400/230 ВХ-БСГ9» весом 115 кг
Большая и мощная электростанция для использования на удалённых объектах с большим потреблением электроэнергии. На трёхфазной нагрузке обеспечивает потребление до 11 кВт.
Супер станция!!! отработала в условиях производства (на строительном объекте) 3000 м/ч без проблем.расход топлива 3.5 литра в час.
Как пользоваться бензогенератором
Чтобы подключить электростанцию к сети, нужно приобрести провод с вилками на обоих концах. Попросите электрика, чтобы он сделал розетку, подключённую ко всей сети. К ней вы будете подключать генератор. Далее работы нужно выполнять в такой последовательности
- Установите электростанцию на ровную и сухую поверхность. Проверьте заземление. Если нет системы вывода выхлопа, то аппарат можно устанавливать только на улице.
-
Залейте достаточное количество масла в двигатель. Уровень проверяется щупом.
-
Заправьте топливный бак.
- Чтобы электростанция при запуске не заглохла, отключите все приборы и автоматические выключатели от сети. Сначала отключите вводной автомат, потом все остальные. В квартирах они расположены на площадке. Проследите, чтобы тумблер генератора был выключен.
-
Вставьте одну вилку провода в розетку, другую в генератор. Это нужно сделать до включения электростанции, так как на другом конце провода появится напряжение.
-
Поверните краник в положение ON. Подождите 2 минуты. Включите тумблер.
-
Закройте воздушную заслонку, потянув на себя её рычаг, чтобы карбюратор подавал богатую смесь.
-
Если завод осуществляется электростартером, проверьте соединение проводов с аккумулятором и его устойчивость. При необходимости подтяните винты.
-
Заведите электростанцию. При ручном запуске резким движением дёрните ручку стартера.
-
При электрозапуске нажмите на соответствующую кнопку.
-
Через несколько минут верните воздушную заслонку в исходное положение.
-
Включайте автоматические выключатели по одному, постепенно нагружая электростанцию. Вводной автомат не включайте.
-
Для остановки генератора отключите все потребители.
-
Выключите тумблер и поверните краник в положение OFF. Выньте вилку из сетевой розетки.
-
Включите вводной и все остальные автоматы.
Видео: подключение бензинового генератора к сети
Ремонт своими руками
Ни один ремонт не обходится без ознакомления с устройством прибора. Любой бензиновый генератор состоит из следующих элементов.
- Бензобак.
- Глушитель за воздушным фильтром.
- Воздушный фильтр.
- Розетки.
- Двигатель.
- Маслощуп.
- Вольтметр.
- Тумблер.
- Топливный кран.
Проблемы с запуском
Чаще всего генератор не запускается из-за относительно простых неисправностей, которые можно устранить без серьёзной разборки прибора.
-
Генератор стоит под наклоном, бензина в баке мало и топливо просто не поступает в карбюратор.
-
На некоторых моделях генераторов перепутаны положения краника ON и OFF. Вы думаете, что открыли краник, а на самом деле вы его закрыли.
- На карбюраторе есть два болта. Если с карбюратором что-то не так, открывайте болт слива и сливайте бензин. Возможно, там просто залит поплавок. Если не помогло, открутите нижний болт и снимите отстойник. Карбюратор мог засориться от некачественного топлива. Если бензин в баке стоял долго, туда мог попасть мусор.
- Проверьте уровень масла через щуп. Если его достаточно и аппарат не заводится, мог выйти из строя датчик уровня топлива или его плата. Чтобы убедиться в этом, разъедините провода между датчиком и двигателем. Если генератор завёлся, меняйте датчик с платой. Если нет, то проблема в других узлах. Провода соедините обратно.
-
Проверьте наличие искры. Открученную свечу приложите к металлу аппарата. Подёргайте ручку. Отсутствие искры говорит о возможной проблеме в катушке зажигания.
- Нагар на свече удалите металлической щёткой, шкуркой и иглой.
-
Забитый воздушный фильтр периодически очищайте.
-
Если поломана воздушная заслонка, то она не будет полностью закрываться. Генератор с такой заслонкой запускается, но работает нестабильно. При снятом воздушном фильтре видна степень её закрытия.
- Если генератор работает, но обороты плавают, то проблема в пружинке тяги. Она находится под двигателем. Посмотрите, не порвалась ли она. Подвигайте, чтобы проверить плавность хода.
- При неисправности автоматического регулятора напряжения генератор не выдаёт необходимого напряжения. Открутите два болта и снимите крышку. Замените регулятор на аналогичный.
Диагностика синхронного генератора
Синхронный генератор имеет более сложную конструкцию, поэтому для его диагностики требуется провести следующие операции.
-
Снимите крышку самого генератора.
-
Разъедините разъёмы.
-
Открутите щётки и проверьте их состояние. При износе хотя бы одной из них на 40% меняйте обе.
- Посмотрите степень износа контактных колец вала. Проверьте их тестером. Для этого поставьте прибор в режим прозвонки и соедините один щуп с кольцом, а другой — с обмоткой ротора. Повторите то же с другим кольцом. Отсутствие звукового сигнала говорит о повреждении обмотки.
-
Прозвоните контакты разъёмов, вставляя в них щупы. Если какие-либо контакты не прозваниваются, разбирайте генератор и проверяйте обмотки.
У асинхронного генератора не будет блока автоматического регулятора напряжения, щёток и обмотки ротора.
Видео: диагностика генератора
Проверка и замена блока автоматического регулятора напряжения
Блок автоматического регулятора обеспечивает сохранение рабочего напряжения при увеличении нагрузки на генератор. Проверяется и ремонтируется этот узел в следующем порядке.
- Подключите к генератору дрель или болгарку. Увеличьте обороты.
- Наблюдайте за стрелкой вольтметра. Если она почти не колеблется с изменением нагрузки, значит, блок AVR исправен. В противном случае замените его.
- Открутите два болта крепления AVR.
- Разъедините фишку блока регулятора и запомните, где был плюсовой провод. На нём обычно есть хомут с маркировкой, но его может и не быть.
- Снимите клеммы со щёток и извлеките блок регулятора.
- Новый поставьте на место старого, пока не прикручивая.
- Подсоедините клеммы к щёткам и наденьте фишку. Придерживая блок регулятора, прикрутите его.
Видео: ремонт регулятора оборотов в генераторе
Двигатель глохнет
Если двигатель генератора глохнет в процессе работы, необходима очистка топливной системы, которая состоит из следующих компонентов.
- Топливный кран.
- Гайка отстойника.
- Сетка.
- Уплотнительное кольцо.
- Отстойник крана.
Засорённое отверстие в крышке топливного бака очистите иглой. Для очистки топливной системы сделайте следующее.
- Перекройте доступ подачи бензина.
- Отсоедините карбюратор от шланга.
- Открутите отстойник карбюратора и слейте остатки топлива. Если они плохо выливаются, забились патрубки и их надо очистить.
- Фильтр, находящийся в отстойнике топливного крана, тоже надо извлечь и почистить.
- Соберите всё обратно.
Генератор не развивает мощность
Необходимо очистить воздушный фильтр и заменить поршневые кольца.
-
Откройте крышку фильтра и извлеките губчатый фильтрующий элемент.
-
Промойте его, не используя растворители.
-
Просушите. Скручивать фильтр нельзя, чтобы не повредить.
-
Перед установкой пропитайте губчатый элемент маслом. Избыток аккуратно отожмите.
-
Установите фильтр обратно.
Если помимо губчатого установлен фильтр на бумажной основе, то очистить его можно постукиванием, продуванием или пылесосом.
Из двигателя идёт дым
Если дым сопровождается выхлопными газами синего цвета, посмотрите уровень масла. Проверьте и при необходимости замените поршень с кольцами и цилиндр. Если выхлопные газы имеют чёрный цвет, отрегулируйте топливный насос, так как может быть завышена подача горючего, или проверьте воздушный фильтр.
Зная виды и типы бензиновых генераторов, вы можете подобрать оптимальный вариант для своих потребностей. Знакомство с внутренним устройством прибора позволит быстро устранять несложные поломки самостоятельно.