Протечка кровли многоквартирного дома доставляет неудобства жильцам верхних этажей. Квартиры, расположенные посередине и внизу здания, застрахованы от подобных чрезвычайных ситуаций. Что делать, если кровля прохудилась и не в полной мере осуществляет свои функции — не защищает помещения от влаги и холода? Обращаться к коммунальщикам, в ведении которых находится ваш дом. Главное, действовать строго по правилам, чтобы избежать проблем.

Порядок действий при обращении о ремонте крыши в многоквартирном доме

Даже если вы отлично разбираетесь в крышах, самостоятельно ремонтировать кровлю всё же не стоит. Это зона ведения управляющей компании. Жильцов за подобные вольности могут привлечь к ответственности (уголовной или административной) за незаконное проникновение на крышу, проведение несанкционированных работ, опасных для других обитателей здания.

Ремонт крыши многоквартирного дома

Жильцам нельзя самостоятельно ремонтировать крышу многоквартирного дома, этим должны заниматься коммунальные службы

Что делать, если вы заметили протечку кровли в собственной квартире? Подробная инструкция выглядит следующим образом:

  1. Запечатлейте факт протечки на фото- или видеокамеру, чтобы в случае необходимости иметь доказательства произошедшего.
  2. Обратитесь в аварийную службу управляющей компании, обслуживающей ваш дом. Телефоны обычно указывают на информационных стендах в подъездах или на сайте учреждения.
  3. В разговоре со специалистом аварийной службы чётко расскажите о проблеме, назовите точный адрес и выясните, как долго ждать коммунальщиков, которые задокументируют факт протечки и примут меры по их устранению.

Разговаривайте вежливо, не заискивая, но и не угрожая коммунальщикам.

Аварийная служба обязана отреагировать на поступившую заявку в течение суток. Если никто не приехал на вызов, нужно позвонить ещё раз. Опять нет реакции? Тогда нужно действовать по-другому. Как именно, мы расскажем чуть ниже.

Аварийная служба по обслуживанию многоквартирных домов

Аварийная служба коммунальщиков работает круглосуточно 7 дней в неделю

Если коммунальщики приехали по вызову, они обязаны задокументировать происшествие. Для этого составляется акт о протечке крыши (форму и содержание мы приведём чуть позже). Далее составляется дефектная ведомость. Её, как и акт, пишут только сотрудники управляющей компании. Жильцы многоквартирника выступают как свидетели.

Обычно пострадавшим жильцам акты и ведомости не вручают, они остаются у коммунальщиков, однако граждане вправе запросить копии документов, отказ при этом не допускается.

Видео: что делать, если на обращение о протечке никто не реагирует

Документы, составляемые при обращении о ремонте крыши в многоквартирном доме

Если протечка кровли произошла, вы вызвали сотрудников аварийной службы, которая занимается обслуживанием дома, а они на вызов не явились, тогда следует немедленно обращаться в управляющую компанию лично. Если заявка принята, коммунальщики посетили объект, составили акт и ведомость о чрезвычайном происшествии, то самим жильцам писать жалобу в фирму не нужно.

Заявление в Управляющую компанию

Чтобы решить вопрос с устранением протечки как можно быстрее, нужно написать жалобу на имя директора управляющей компании. Существует два типа таких жалоб:

  • индивидуальная;
  • коллективная.

Первую составляют, если проблема коснулась только одной квартиры, вторую — сразу нескольких (от двух и более).

Статистика показывает, что коллективные жалобы рассматривают в два раза быстрее, чем индивидуальные, поэтому есть смысл заручиться поддержкой соседей.

Как писать жалобу, что важно указать:

  1. В шапке пишут, на имя кого составлена жалоба и кто является её автором.
  2. Далее посередине листка пишут слово «Жалоба» или «Заявление».
  3. Потом в произвольной форме описывают суть обращения.
  4. Заканчивают жалобу требованием разобраться в ситуации.
  5. В завершение ставят дату и личную подпись.

Жалоба передаётся коммунальщикам:

  • лично через секретаря приёмной;
  • по интернету через электронную почту или через форму на сайте компании;
  • по почте заказным письмом с уведомлением.

Важно иметь подтверждение того, что вы действительно отправляли обращение в адрес коммунальщиков. Поэтому при личном визите заготовьте два экземпляра документа, попросите на одном из них поставить дату и время получения, а также печать организации и надёжно сохраните его. При отправлении жалобы через интернет или заказным письмом подтверждение получается автоматически.

Образец заявления в УК

В заявлении необходимо подробно указать суть проблемы и попросить немедленно устранить все её последствия

Если в компании отказываются регистрировать обращение, нужно найти двоих свидетелей-понятых, которые зафиксируют отказ. Тогда вам прямая дорога в жилищный отдел администрации населённого пункта, Жилинспекцию и Прокуратуру. Рекомендуется также отправить копию обращения заказным письмом.

Жалобу в УК ЖКК обязаны рассмотреть в течение десяти рабочих дней. Если ответа нет, нужно действовать дальше.

Обращение в Жилищный отдел и Жилинспекцию

Жалоба в Жилищный отдел администрации и в районную (окружную, областную) Жилинспекцию составляется по тому же принципу, что обращение по факту протечки в УК ЖКК.

Необходимо лишь указать, что вы уже обращались к коммунальщикам, но они только игнорируют, а не реставрируют крышу.

Электронные и фактические адреса соответствующих организаций, их номера телефонов находятся в интернете в свободном доступе. Получить данные можно в справочной службе конкретного населённого пункта или в администрации муниципального образования.

Образец жалобы в Жилинспекцию

В заявлении в Жилинспекцию необходимо зафиксировать факт обращения в управляющую компанию и отстутствия реакции на него

Вышестоящие ведомства обязаны дать ответ в течение 30 дней. За это время сотрудники инстанций:

  • проведут проверку управляющей компании;
  • осуществят осмотр крыши и запротоколируют факт протечки кровли;
  • дадут предписания и вынесут требования коммунальщикам.

Обратившемуся напишут письмо, в котором укажут, что было сделано, когда осуществят ремонт и кто за него отвечает.

Действия сотрудников Жилинспекции в ответ на обращение жильцов

Сотрудники Жилинспекции обязаны проверить коммунальщиков, убедиться в факте протечки и дать письменный ответ в течение 30 дней после получения обращения от жильцов

Если коммунальщики в очередной раз молчат или присылают «отписки», следует обращаться в прокуратуру.

Письмо в прокуратуру

До прокурорской проверки дело доходит редко. Но важно понимать, что у жильцов многоквартирного дома есть возможность наказать нерадивых коммунальщиков.

Если крыша по-прежнему течёт, а управляющая компания закрывает на это глаза, пишите письмо в прокуратуру. Составляется оно в свободной форме. К заявлению прикрепляют фото- и видеоматериалы, если они есть.

Прокурорская проверка длится 30 дней. Если и она не принесла желаемого результата, следует подавать исковое заявление на коммунальщиков в суд.

Письмо в прокуратуру по поводу протечки кровли

Письмо в прокуратуру составляется по стандартной схеме с указанием всех предыдущих обращений в нижестоящие инстанции и приложением копий ответов на них

Исковое заявление в суд

Любой гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Если крыша течёт, а коммунальщики её не чинят, обращения в вышестоящие инстанции остаются без ответа, необходимо просить помощи у служителей Фемиды. Составляется иск в суд.

Образец искового заявления есть в канцелярии у секретарей. Выдаётся он бесплатно. Можно составить заявление в свободной форме. К нему надо приложить все документы, имеющиеся у пострадавшего жильца: акты, ведомости, жалобы, письма. Доказательствами послужат фото- и видеоматериалы, показания домочадцев, соседей, друзей.

Рассмотрение дела о протечке в суде

Дела о протечке крыши в суде рассматриваются только с участием представителя УК ЖКК

Через 30 дней после подачи иска назначается судебное заседание. На нём обязательно должен присутствовать представитель УК ЖК. Судья выносит решение, обязательное к исполнению.

Если жилец дома не виноват в протечке крыши (он лично со стороны квартиры не пытался организовать себе выход на кровлю), то провести реставрацию поручат коммунальщикам.

Акт о протечке крыши

Когда сотрудники аварийной службы прибудут на вызов, они в обязательном порядке составят акт о протечке крыши.

Он содержит следующие данные:

  • адрес дома, где протекает кровля;
  • характер повреждений;
  • количество пострадавших квартир;
  • понесённые жильцами убытки — испорченный ремонт, повреждённая мебель, ковры, бытовая техника и прочее;
  • подписи свидетелей-жильцов;
  • личные подписи сотрудников, составивших акт;
  • дату составления.

Документ остаётся в управляющей компании. По желанию копию передают пострадавшим.

Акт о протечке

Акт о протечке кровли составляется по единому образцу и остаётся в управляющей компании, но жильцы могут запросить его копию

Акт — это документ, подтверждающий факт протечки и наличия ущерба от неё.

Видео: как правильно составить акт о протечке

Дефектная ведомость на ремонт крыши

До начала реставрации кровли составляют дефектную ведомость. По сути, это документ, который является основой для составления сметы будущего ремонта.

Дефектная ведомость включает:

  • адрес здания, где протекает кровля;
  • наименование требуемых работ и их описание;
  • предполагаемые затраты;
  • площадь кровли, которая подвергнется ремонту.

Этот документ предназначен для внутреннего использования, на руки жильцам он выдаётся только после их запроса в письменной форме.

Дефектная ведомость

Дефектная ведомость является документом для внутреннего пользования коммунальщиков — он похож на смету предстоящих работ

Кто производит ремонт крыши в многоквартирном доме

Ремонт кровли бывает:

  • капитальным — заменяется вся крыша целиком, не только верхний внешний слой, но и внутренние;
  • косметическим — помогает избавиться от мелких протечек, часто включает в себя противогрибковую, антикоррозийную обработку, покрытие краской;
  • аварийным — это меры временного характера, которые позволяют устранить протечки, но не решить проблему их появления полностью. Применяются в экстренных случаях;
  • плановым — коммунальщики не дожидаются, когда кровля протечёт, а предупреждают поломки своевременным уходом и реставрацией.

Ремонт кровли лежит на плечах коммунальщиков, но выполняется на средства жильцов. Это не значит, что все они должны скидываться на стройматериалы. Соответствующая статья расходов уже заложена в квитанциях об оплате коммунальных услуг. Вот почему так важно своевременно платить по счетам.

Коммунальщики могут ремонтировать крышу самостоятельно или привлекать к процессу сторонних специалистов.

Плановый ремонт кровли

Если коммунальные службы следят за состоянием дома, то они вовремя выполняют плановые ремонты кровли, не дожидаясь её протечки

Если ремонт аварийный, его проведут немедленно. Остальные виды работ стараются выполнять в весенне-летний период, когда на улице установится устойчивая тёплая погода.

Работы не проводят в сильный мороз и при сильных осадках в виде дождя и снега. Это опасно для специалистов и жильцов.

Как проконтролировать ремонт крыши в многоквартирном доме

Лучшее подтверждение того, что реставрация произведена по всем правилам, — отсутствие протечек кровли после выпадения снега, дождя, при изменении температуры воздуха на улице.

Выполненный ремонт принимает или не принимает специальная комиссия. Она осматривает место работ, справляется о процедуре их проведения, опрашивает жильцов о результатах.

В комиссию входят:

  • сотрудники управляющей компании;
  • специалисты жилищного отдела администрации;
  • жильцы дома.

Любой владелец жилья вправе войти в комиссию по собственному желанию. Препятствием может явиться тот факт, что хозяин помещения является злостным неплательщиком по счетам за коммунальные услуги.

Перед тем, кто заявил о проблеме, коммунальщики должны отчитаться лично по факту проделанной работы — пострадавшему присылают письмо с описанием проведённых работ.