Крыша «поехала»: кто должен ремонтировать кровлю многоквартирного дома
Протечка кровли многоквартирного дома доставляет неудобства жильцам верхних этажей. Квартиры, расположенные посередине и внизу здания, застрахованы от подобных чрезвычайных ситуаций. Что делать, если кровля прохудилась и не в полной мере осуществляет свои функции — не защищает помещения от влаги и холода? Обращаться к коммунальщикам, в ведении которых находится ваш дом. Главное, действовать строго по правилам, чтобы избежать проблем.
Содержание
Порядок действий при обращении о ремонте крыши в многоквартирном доме
Даже если вы отлично разбираетесь в крышах, самостоятельно ремонтировать кровлю всё же не стоит. Это зона ведения управляющей компании. Жильцов за подобные вольности могут привлечь к ответственности (уголовной или административной) за незаконное проникновение на крышу, проведение несанкционированных работ, опасных для других обитателей здания.
Что делать, если вы заметили протечку кровли в собственной квартире? Подробная инструкция выглядит следующим образом:
- Запечатлейте факт протечки на фото- или видеокамеру, чтобы в случае необходимости иметь доказательства произошедшего.
- Обратитесь в аварийную службу управляющей компании, обслуживающей ваш дом. Телефоны обычно указывают на информационных стендах в подъездах или на сайте учреждения.
- В разговоре со специалистом аварийной службы чётко расскажите о проблеме, назовите точный адрес и выясните, как долго ждать коммунальщиков, которые задокументируют факт протечки и примут меры по их устранению.
Разговаривайте вежливо, не заискивая, но и не угрожая коммунальщикам.
Аварийная служба обязана отреагировать на поступившую заявку в течение суток. Если никто не приехал на вызов, нужно позвонить ещё раз. Опять нет реакции? Тогда нужно действовать по-другому. Как именно, мы расскажем чуть ниже.
Если коммунальщики приехали по вызову, они обязаны задокументировать происшествие. Для этого составляется акт о протечке крыши (форму и содержание мы приведём чуть позже). Далее составляется дефектная ведомость. Её, как и акт, пишут только сотрудники управляющей компании. Жильцы многоквартирника выступают как свидетели.
Обычно пострадавшим жильцам акты и ведомости не вручают, они остаются у коммунальщиков, однако граждане вправе запросить копии документов, отказ при этом не допускается.
Видео: что делать, если на обращение о протечке никто не реагирует
Документы, составляемые при обращении о ремонте крыши в многоквартирном доме
Если протечка кровли произошла, вы вызвали сотрудников аварийной службы, которая занимается обслуживанием дома, а они на вызов не явились, тогда следует немедленно обращаться в управляющую компанию лично. Если заявка принята, коммунальщики посетили объект, составили акт и ведомость о чрезвычайном происшествии, то самим жильцам писать жалобу в фирму не нужно.
Заявление в Управляющую компанию
Чтобы решить вопрос с устранением протечки как можно быстрее, нужно написать жалобу на имя директора управляющей компании. Существует два типа таких жалоб:
- индивидуальная;
- коллективная.
Первую составляют, если проблема коснулась только одной квартиры, вторую — сразу нескольких (от двух и более).
Статистика показывает, что коллективные жалобы рассматривают в два раза быстрее, чем индивидуальные, поэтому есть смысл заручиться поддержкой соседей.
Как писать жалобу, что важно указать:
- В шапке пишут, на имя кого составлена жалоба и кто является её автором.
- Далее посередине листка пишут слово «Жалоба» или «Заявление».
- Потом в произвольной форме описывают суть обращения.
- Заканчивают жалобу требованием разобраться в ситуации.
- В завершение ставят дату и личную подпись.
Жалоба передаётся коммунальщикам:
- лично через секретаря приёмной;
- по интернету через электронную почту или через форму на сайте компании;
- по почте заказным письмом с уведомлением.
Важно иметь подтверждение того, что вы действительно отправляли обращение в адрес коммунальщиков. Поэтому при личном визите заготовьте два экземпляра документа, попросите на одном из них поставить дату и время получения, а также печать организации и надёжно сохраните его. При отправлении жалобы через интернет или заказным письмом подтверждение получается автоматически.
Если в компании отказываются регистрировать обращение, нужно найти двоих свидетелей-понятых, которые зафиксируют отказ. Тогда вам прямая дорога в жилищный отдел администрации населённого пункта, Жилинспекцию и Прокуратуру. Рекомендуется также отправить копию обращения заказным письмом.
Жалобу в УК ЖКК обязаны рассмотреть в течение десяти рабочих дней. Если ответа нет, нужно действовать дальше.
Обращение в Жилищный отдел и Жилинспекцию
Жалоба в Жилищный отдел администрации и в районную (окружную, областную) Жилинспекцию составляется по тому же принципу, что обращение по факту протечки в УК ЖКК.
Необходимо лишь указать, что вы уже обращались к коммунальщикам, но они только игнорируют, а не реставрируют крышу.
Электронные и фактические адреса соответствующих организаций, их номера телефонов находятся в интернете в свободном доступе. Получить данные можно в справочной службе конкретного населённого пункта или в администрации муниципального образования.
Вышестоящие ведомства обязаны дать ответ в течение 30 дней. За это время сотрудники инстанций:
- проведут проверку управляющей компании;
- осуществят осмотр крыши и запротоколируют факт протечки кровли;
- дадут предписания и вынесут требования коммунальщикам.
Обратившемуся напишут письмо, в котором укажут, что было сделано, когда осуществят ремонт и кто за него отвечает.
Если коммунальщики в очередной раз молчат или присылают «отписки», следует обращаться в прокуратуру.
Письмо в прокуратуру
До прокурорской проверки дело доходит редко. Но важно понимать, что у жильцов многоквартирного дома есть возможность наказать нерадивых коммунальщиков.
Если крыша по-прежнему течёт, а управляющая компания закрывает на это глаза, пишите письмо в прокуратуру. Составляется оно в свободной форме. К заявлению прикрепляют фото- и видеоматериалы, если они есть.
Прокурорская проверка длится 30 дней. Если и она не принесла желаемого результата, следует подавать исковое заявление на коммунальщиков в суд.
Исковое заявление в суд
Любой гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Если крыша течёт, а коммунальщики её не чинят, обращения в вышестоящие инстанции остаются без ответа, необходимо просить помощи у служителей Фемиды. Составляется иск в суд.
Образец искового заявления есть в канцелярии у секретарей. Выдаётся он бесплатно. Можно составить заявление в свободной форме. К нему надо приложить все документы, имеющиеся у пострадавшего жильца: акты, ведомости, жалобы, письма. Доказательствами послужат фото- и видеоматериалы, показания домочадцев, соседей, друзей.
Через 30 дней после подачи иска назначается судебное заседание. На нём обязательно должен присутствовать представитель УК ЖК. Судья выносит решение, обязательное к исполнению.
Если жилец дома не виноват в протечке крыши (он лично со стороны квартиры не пытался организовать себе выход на кровлю), то провести реставрацию поручат коммунальщикам.
Акт о протечке крыши
Когда сотрудники аварийной службы прибудут на вызов, они в обязательном порядке составят акт о протечке крыши.
Он содержит следующие данные:
- адрес дома, где протекает кровля;
- характер повреждений;
- количество пострадавших квартир;
- понесённые жильцами убытки — испорченный ремонт, повреждённая мебель, ковры, бытовая техника и прочее;
- подписи свидетелей-жильцов;
- личные подписи сотрудников, составивших акт;
- дату составления.
Документ остаётся в управляющей компании. По желанию копию передают пострадавшим.
Акт — это документ, подтверждающий факт протечки и наличия ущерба от неё.
Видео: как правильно составить акт о протечке
Дефектная ведомость на ремонт крыши
До начала реставрации кровли составляют дефектную ведомость. По сути, это документ, который является основой для составления сметы будущего ремонта.
Дефектная ведомость включает:
- адрес здания, где протекает кровля;
- наименование требуемых работ и их описание;
- предполагаемые затраты;
- площадь кровли, которая подвергнется ремонту.
Этот документ предназначен для внутреннего использования, на руки жильцам он выдаётся только после их запроса в письменной форме.
Кто производит ремонт крыши в многоквартирном доме
Ремонт кровли бывает:
- капитальным — заменяется вся крыша целиком, не только верхний внешний слой, но и внутренние;
- косметическим — помогает избавиться от мелких протечек, часто включает в себя противогрибковую, антикоррозийную обработку, покрытие краской;
- аварийным — это меры временного характера, которые позволяют устранить протечки, но не решить проблему их появления полностью. Применяются в экстренных случаях;
- плановым — коммунальщики не дожидаются, когда кровля протечёт, а предупреждают поломки своевременным уходом и реставрацией.
Ремонт кровли лежит на плечах коммунальщиков, но выполняется на средства жильцов. Это не значит, что все они должны скидываться на стройматериалы. Соответствующая статья расходов уже заложена в квитанциях об оплате коммунальных услуг. Вот почему так важно своевременно платить по счетам.
Коммунальщики могут ремонтировать крышу самостоятельно или привлекать к процессу сторонних специалистов.
Если ремонт аварийный, его проведут немедленно. Остальные виды работ стараются выполнять в весенне-летний период, когда на улице установится устойчивая тёплая погода.
Работы не проводят в сильный мороз и при сильных осадках в виде дождя и снега. Это опасно для специалистов и жильцов.
Как проконтролировать ремонт крыши в многоквартирном доме
Лучшее подтверждение того, что реставрация произведена по всем правилам, — отсутствие протечек кровли после выпадения снега, дождя, при изменении температуры воздуха на улице.
Выполненный ремонт принимает или не принимает специальная комиссия. Она осматривает место работ, справляется о процедуре их проведения, опрашивает жильцов о результатах.
В комиссию входят:
- сотрудники управляющей компании;
- специалисты жилищного отдела администрации;
- жильцы дома.
Любой владелец жилья вправе войти в комиссию по собственному желанию. Препятствием может явиться тот факт, что хозяин помещения является злостным неплательщиком по счетам за коммунальные услуги.
Перед тем, кто заявил о проблеме, коммунальщики должны отчитаться лично по факту проделанной работы — пострадавшему присылают письмо с описанием проведённых работ.