Супермаркеты самообслуживания обладают множеством преимуществ перед обычными магазинами с продавцами. Покупателю не нужно стоять в очереди, долго объяснять сотруднику, что именно он ищет, есть возможность спокойно рассмотреть товар и изучить его характеристики перед покупкой. Но вот проблема — в зале супермаркета можно случайно задеть и разбить что-нибудь. Несёт ли покупатель ответственность за разбитый товар? Или же оплата должна лечь на плечи владельца магазина? В законодательстве этот момент оговорен достаточно чётко.

Что делать, если разбил товар в магазине

Если вы или ваш ребёнок случайно разбили какой-нибудь товар в магазине, то в первую очередь к вам могут подойти сотрудники зала и потребовать возмещения ущерба. Однако такие действия обычно неправомерны с точки зрения законодательства, на что вы и можете сослаться в диалоге с ними. Сообщите, что статья 211 Гражданского кодекса РФ указывает на то, что риск случайной гибели имущества несёт магазин до перехода права собственности к покупателю. Вы этот товар не покупали, а потому он всё ещё в ведении сотрудников магазина. А поскольку разбили вы его непреднамеренно, то этот случай как раз подходит под «случайную гибель имущества».

Под непреднамеренным причинением ущерба подразумевается, в частности, задевание товара плечом или корзинкой, из-за чего он упал и разбился.

Если же сотрудник зала настаивает, вам следует попросить позвать менеджера и повторить ему свою позицию. Как правило, этого достаточно для того, чтобы спокойно уйти из магазина, не оплачивая разбитый товар. Особо упорные сотрудники могут угрожать вызвать полицию — на самом же деле приезд полицейских вам в этом случае ничем не грозит. Спокойно согласитесь на вызов полиции — скорее всего, администратор стушуется и пойдёт на попятную.

Торговый зал

В большинстве случаев общения с администратором достаточно, чтобы избежать неправомерного взыскания

Совсем другая статья начинает действовать, если товар в магазине разбили умышленно или по неосторожности. Следует отдельно обсудить последний термин. В гражданском праве под «неосторожностью» в данной ситуации понимается знание того, что ваши действия могут повлечь порчу товара. Однако вы не стали их прекращать из-за того, что были уверены в том, что всё обойдётся благодаря вашей ловкости или скорости.

Самая простая иллюстрация — жонглирование бутылками. Вы знаете, что при недостатке умения одна из них может разбиться, но продолжаете жонглировать. Если бутылка и впрямь разбивается, то это считается ущербом по неосторожности. Наиболее часто встречающийся случай — бросок хрупкого товара своему другу в магазине.

В этом случае покупатель несёт полную финансовую ответственность за упущенную выгоду магазина и должен оплатить полную розничную стоимость разбитого товара. Совершеннолетние граждане несут ответственность самостоятельно, а за детей ущерб должны выплатить их родители или опекуны. Но здесь есть один небольшой нюанс, которым можно и нужно пользоваться — сотрудники магазина должны в суде доказать умысел или неосторожность. Как правило, крупные сети не судятся из-за одной разбитой бутылки, а потому можно попробовать спустить ситуацию на тормозах. Откажитесь выплачивать компенсацию во внесудебном порядке, и тогда есть большая вероятность, что вас просто отпустят.

Однако нужно иметь в виду, что если магазин решится на суд, то, скорее всего, выиграет дело, и вам придётся выплатить полную розничную стоимость испорченного товара.

Все эти правила действуют в любом магазине или супермаркете