Тайные прозвища: почему буряты не называют детей настоящим именем
Жители Бурятии несут особую, самобытную культуру. Не все их обычаи нам кажутся понятными и очевидными. Например, нередко буряты дают при рождении ребёнку одно имя, а в жизни называют его совершенно другим. А на вопрос «почему?» есть простой ответ.
Как называют детей в Бурятии
При рождении дети бурятов обычно получают два имени. Первое — благозвучное. Зачастую буряты выбирают имя, с которым связаны какие-нибудь хорошие приметы, либо просто имеющие благоприятное значение, например:
- Алтан (золото);
- Мунхэсэсэг (вечный цветок);
- Намлан (заря, восход солнца).
Второе же имя — «плохое», с негативным значением. Вот несколько примеров:
- Нохой (собака);
- Му-нохой (плохая собака);
- Хара-нохой (чёрная собака);
- Мухэ (дурной, грязный, паршивый).
Нередко вместо оскорбительных имён выбирают и клички животных.
Примечательно, что у бурятов по традиции имя выбирают не мать и отец ребёнка, а его бабушки и дедушки. Родители же в выборе имени участия не принимают, а их мнение, как правило, не учитывается.
До определённого периода ребёнка называют исключительно вторым, «плохим» именем. Первое же ревниво оберегают и держат в тайне ото всех, кроме ближайших членов семьи. К чему такие сложности? Всё дело в национальных верованиях бурятского народа.
Почему бурятских детей не называют настоящими именами
Буряты в большинстве своём не придерживаются мировых религий. Их национальное верование — это шаманизм, вера в духов, как добрых, так и злых. А злые духи, как считается, могут причинить вред человеку, особенно ребёнку.
Считается, что люди, исповедующие другие религии (например, православные или мусульмане), не способны пострадать от «бурятских» злых духов, а также привлечь их внимание к какой-либо бурятской семье. Проще говоря, буряты верят, что люди других вероисповеданий для их «национальных» духов попросту не существуют.
Чтобы отогнать недобрую сущность, родители называют ребёнка не тем именем, что дали ему при рождении, а вторым, «плохим». Считается, что злой дух побрезгует нападать на человека, которого называют оскорбительными или уничижительными словами. А если ребёнка называют собачьей кличкой, то злобная сила и вовсе будет сбита с толку и уберётся восвояси.
Особенно часто такая практика используется в домах, где уже были детские болезни или даже смерти. Если же у родителей все дети здоровы и целы, то они вполне могут отказаться от такой национальной практики.
Давая ребёнку второе имя, родители защищают его настоящее до поры взросления. Напоследок отметим, что практика сокрытия имени популярна не только у бурятского народа — ведь практически повсеместно считается, что знание имени человека или сущности даёт особую власть над ним.