Сердитая кошка — Грампи Кэт (Grumpy Cat)
Грампи Кэт — это идеальная история успеха. Судите сами: одно выложенное в интернет фото повлекло за собой тысячи мемов и подражаний, рекламные контракты с крупнейшими производителями зоотоваров, продажи сувенирной продукции на миллионы долларов и всемирную известность. Как это произошло, с чего все начиналось и возможно ли повторение успеха — давайте разберёмся.
Содержание
Сердитая кошка — Грампи Кэт — внешний вид
В русскоязычном интернете этот мем известен как «Сердитый кот» (он же «Хмурый кот», «Котик-брюзга» и «Угрюмый кот»). Такой перевод в корне неверен — Соус Тардар (это настоящее имя) женского пола. Она родилась 4 апреля 2012 года в семье Бандесен в Аризоне и получила своё имя от младшей дочери — Кристал, которой пятнышки на шкурке котёнка напомнили брызги соуса. В кличку вкралась досадная опечатка, но мать семейства, Табата исправлять ошибку не стала.
Причиной популярности Грампи Кэт стал прежде всего её специфический внешний вид. Тёмная «маска» с опущенными уголками рта оставила на мордочке отпечаток вселенского уныния, грусти и суровости. Такое необычное выражение связано, по мнению хозяйки, с врождёнными генетическими отклонениями — карликовостью и неправильным прикусом. Хромающая походка Тардар обусловлена длиной задних ног, из-за чего иногда кажется, что её немного шатает.
Википедия и некоторые другие ресурсы относят Грампи Кэт к породе сноу-шу, отличающейся окрасом сиамской/тайской кошки (т. н. сил-пойнт — кремовое тело, тёмные ушки, хвост и мордочка) и белыми «носочками» (отсюда и название породы — «снежные туфельки»). Однако несмотря на внешнюю схожесть, хозяева этот факт не подтвердили: «У нас нет уверенности в том, какой породы Грампи Кэт. В ней нет ничего от её родителей. Она похожа на рэгдолл или сноу-шу, но вокруг нашего дома нет ни одной такой кошки. Её мать трёхцветная и короткошёрстная, отец серо-белый и полосатый. (Хотя, подозреваю, с ним могут быть варианты)».
Фотогалерея: семья Сердитой кошки
Не является Угрюмый котик также и манчкином (что неоднократно предполагали пользователи Сети). Для получения этих кошек с укорочёнными лапами питомники целенаправленно ведут отбор (т. к. это также отклонение и рецессивный признак), но родители Грампи Кэт были совершенно обычными животными.
Фотогалерея: породы, к которым относили Сердитую кошку в интернете
Стоит также заметить, что брат Грампи Кэт отличается теми же признаками генетических отклонений, правда, выражены они в меньшей степени.
Видео: Грампи Кэт в детстве (в нём можно увидеть также фото братьев и сестёр Тардар)
Как бы то ни было, кроме походки в остальном Соус Тардар — обычная, полная сил, активная кошка. Она прекрасно бегает, прыгает (правда, опасается спускаться сверху вниз) и прячется — это её любимая игра. Несмотря на суровый внешний вид, Котик-брюзга отличается ласковым и спокойным характером. Хозяева заботятся о её здоровье: визиты к ветеринару регулярны, фотосессии назначаются всего раз в неделю, встречи с медиа и спонсорами вне расписания коротки, а количество людей, допускаемых к контакту с Грампи Кэт, ограничено. Несмотря на просьбы поклонников, не проводятся и персональные встречи.
История популярности Сердитой кошки
22 сентября 2012 г. фото полугодовалой Тардар было опубликовано на Reddit братом Табаты, Брайаном.
Многие пользователи Reddit не поверили, что фото не редактировалось в Фотошопе, поэтому через несколько дней Брайан выложил ссылки на два видео на YouTube. Ролики быстро стали вирусными. Популярность, обрушившаяся на Сердитую кошку, была феноменальной. Понеслись многочисленные картинки, демотиваторы, рисунки с образом Грампи Кэт и надписями.
Фотогалерея: подборка мемов, демотиваторов и фанарта
На страницу Сердитой кошки в инстаграме подписалось более полумиллиона человек (сейчас там уже 2.4 млн пользователей), в твиттере набралось около 250 тыс. (на данный момент — 1,53 млн). Просмотры третьего видео на YouTube перевалили за 20 млн. Значительными цифрами отличился и Facebook (на данный момент аудитория страницы превышает 8 млн).
Видео: настоящая Сердитая кошка (Original Grumpy Cat) — более 20 млн. просмотров
В считанные недели Грампи Кэт перестала быть просто мемом. Хозяйка кошки не растерялась, и уже скоро была основана компания Grumpy Cat Limited и нанят опытный менеджер — 34-летний житель Лос-Анджелеса Бен Лэшес. Выбор объяснялся тем, что Лэшес специализировался именно по интернет-мемам — раскрутке и получению прибыли, а также работал за процент от дохода (20%). Так, в его активе уже значился кот-пианист, принёсший около 300 тысяч $ с продажи сувенирной продукции.
Хозяйка Сердитой кошки не прогадала с выбором. C 2012 по 2014 годы по подсчётам аналитиков она заработала более 100 млн. $. Обороты компании Табаты Бандесен превысили даже заработки многих топовых звёзд спорта и Голливуда: по оценкам аналитиков, например, гораздо меньше оказались доходы таких актёров, как Камерон Диас, Мэттью Макконахи и Николь Кидман.
Вот неполный список того, что вошло в эту головокружительную сумму:
Основным источником заработка стала сувенирная продукция: футболки, толстовки, кружки, фигурки, чехлы для телефонов, открытки и пр. И сейчас на сайте можно купить широкий ассортимент товаров — более тысячи наименований. Цены начинаются от 15$. Слоган магазина также примечателен: «Найди и купи себе что-нибудь ужасное». Вот лишь немногие из надписей на футболках, по большей части собранные из наиболее популярных в Сети сюжетов про Котика-брюзгу:
- «С днём рождения. Ты постарел».
- «Сегодня Апрельский день дураков. Ни во что не верь и никому не доверяй. Как и в любой другой день».
- «Есть идея? Держи её при себе».
- «Нет» — Nope — одна из самых популярных надписей на демотиваторах даёт простор для графического оформления.
- «Первый день в школе? Я уже её ненавижу» (на детской толстовке).
- «Вечеринки, барбекю и фейерверки? Звучит ужасно» (на фоне американского флага, намёк на День независимости).
- «Лепреконы? Я ем их». (дизайн ко Дню святого Патрика).
- «Домашняя работа? Нет. Я съел её».
- «Понедельники? Не люблю их».
Фотогалерея: примеры дизайна сувенирной продукции и одежды
Вышли две книги о Грампи Кэт. Несколько раз её приглашали на телешоу: «Доброе утро, Америка!», «Церемония вручения премии MTV Movie Awards 2014», «Утреннее шоу Плейбой», «Американский идол», — а в 2014 году сняли целый фильм — «Худшее Рождество Сердитой кошки». Кино, правда, не вполне удалось: провалилось в прокате. Но учитывая, что жизненный цикл мема заканчивается с забвением, свою роль оно сыграло: о Грампи Кэт опять вспомнили.
Видео: «Тяжело быть котом в Рождество» — Hard To Be a Cat at Christmas
При такой популярности рекламные контракты были лишь вопросом времени. Вскоре Сердитая кошка снялась в ролике Friskies. Это предопределило её приоритеты: по сей день основным рекламодателем Grumpy Cat Limited в социальных сетях является компания Purina. Также на данный момент Сердитая кошка продвигает местного производителя зоотоваров из родной Аризоны — PetSmart.
Видео: реклама Friskies с Грампи Кэт
Большим успехом стало и заключение контракта на брендовые линии продуктов: кофе со льдом Grumppuccino. Производитель напитка Grenade собирался таким образом соперничать со Starbucks.
Как ни парадоксально, Grenade стала источником дохода и с другой стороны: в 2015 году компания Grumpy Cat Limited подала на них в суд. Предметом иска стало размещение Сердитой кошки на жареном кофе и футболках: соглашения о таком использовании изображений не было в контракте. После 2 лет тяжб фирма хозяйки Тардар по решению суда стала богаче ещё на 710 тыс. $.
Образ Сердитой кошки использовался и для благотворительных целей. Например, она участвовала в акции по пристройству бездомных животных от волонтёрского приюта.
Секреты популярности
- Успех первого фото был случайным, как обычно и происходит с сетевыми мемами. Важным стало то, как хозяева Сердитой кошки воспользовались поднятой вокруг животного шумихой. Первое слагаемое успеха — образ: яркий, необычный и запоминающийся. Это была не просто милая кошечка (каких тысячи в интернете) — её внешности дали объяснение, к ней прикрепился характер. Пусть получилось довольно мрачное мировоззрение, но в чертах Сердитой кошки любой мог с лёгкостью узнать уже испытанную эмоцию. Многие мемы затрагивали всем понятные моменты: недовольство окружающим миром, начало рабочей недели или учебного года, отсутствие радости от праздников, раздражение людьми вокруг.
- Вторым шагом стало очень грамотное и своевременное использование популярности мема и привлечение профессионала в области интернет-маркетинга. Верно выбранный менеджер не только смог сразу оценить, как правильно монетизировать миллионы просмотров и тысячи лайков в соцсетях, но и быстро оформил торговую марку и предложил публике одежду и сувенирную продукцию в нужный момент, на пике популярности, до того, как производством товаров с Грампи Кэт занялись бы тысячи мелких компаний.
- Немаловажным было и поддержание постоянного интереса публики. Жизненный цикл интернет-мемов короток: взрывной рост популярности обычно сменяется забвением или в лучшем случае спокойным интересом. Сердитая кошка продержалась несколько лет, активно «светясь» в рекламе, телепередачах, программах и исправно ведя блоги в социальных сетях. И даже сейчас, когда её известность немного спала (кто, например, знает о вышедшей с ней в 2017 году игре для Android и iOS?), посты в Facebook вызывают активный отклик, а компания Purina доверяет ей свою рекламу.
- Регулярность и аккуратность ведения социальных сетей и постоянные публикации также сыграли роль. Выкладывание качественных фото с нужных ракурсов и в интересных местах, отчёты о мероприятиях, новые идеи для снимков — все это заставляет подписчиков Грампи Кэт заходить на её страничку в поисках свежего контента, а значит, и делиться им с друзьями.
Фотогалерея: «конкуренты» Котика-брюзги в Сети
Несмотря на то что в последние несколько лет популярность Грампи Кэт сильно спала, она до сих пор остаётся одной из наиболее известных кошек интернета, у неё есть постоянная армия поклонников, контракты и — самое важное —любящая хозяйка и счастливая, сытая кошачья жизнь. И как знать, вероятно, она ещё себя покажет: например, снимется в хорошем фильме. А пока можно просто следить за регулярными обновлениями на Facebook и инстаграм, ведь помимо звезды экрана, Грампи Кэт остаётся харизматичной, милой кошечкой.