Пилот МИГа: что стало с лётчиком-дезертиром Виктором Беленко после бегства из СССР
6 сентября 1976 года персонал и пассажиры международного аэропорта Хакодате в Японии имели возможность наблюдать удивительную картину: на аэродром, предназначенный для гражданских самолётов, без предупреждения садился военный МИГ-25П под бортовым номером 31. Впрочем, едва ли на тот момент поблизости находился эрудит, способный с ходу определить тип новейшей модели перехватчика или страну, из которой он прибыл — лишь пару часов спустя все мировые СМИ наперебой заговорили об отчаянном побеге старшего лейтенанта Виктора Беленко из коммунистического СССР.
Образцовый офицер
Кем был Виктор Беленко и что подвигло его на невероятный по своей дерзости поступок? Как ни странно, на этот счёт до сих пор нет единой версии.
Известно, что в биографии лётчика не было мутных пятен вроде подозрительных контактов или родственников за границей, иначе едва ли он оказался бы за штурвалом самолёта, обладавшего рекордными для того времени скоростями и способностью набирать высоту. Выходец из семьи рабочих, выпускник Армавирского лётного училища, примерный семьянин с женой и маленьким сыном — Беленко обладал идеальной для советского военного биографией.
Правда, назначение на аэродром «Чугуевка», расположенный на Дальнем Востоке, Виктор получил со скандалом: пригрозил командиру ростовской части, где исполнял обязанности лётчика-инструктора, написать рапорт о царивших там воровстве и пьянстве, после чего отчаянного парня предпочли тихо сплавить куда подальше. Но и это, кажется, говорило в пользу Беленко — человек хочет честно исполнять свои обязанности, мечтает о небе и высоких скоростях, не боится бросить в глаза старшим по званию неприятную правду… Хоть сейчас на доску почёта с припиской «образцовый офицер»!
Что же подтолкнуло Беленко к дезертирству?
Скоростной полёт через границы
А вот здесь и начинается территория конспирологических теорий.
Официальная пропаганда СССР поначалу объясняла всё просто: самолёт сбился с курса, израсходовал топливо и сделал вынужденную посадку в Хакодате, где к лётчику были немедленно применены методы физического и психического воздействия, заставившие его подписать прошение о политическом убежище. Затем, когда выяснилось, что Беленко совершил свой поступок в трезвом уме и твёрдой памяти, дезертира заочно приговорили к высшей мере наказания, а чуть погодя и «убили», объявив советским гражданам: предатель Родины погиб в авиакатастрофе.
Версия, выдвинутая в более позднее время, посчитала лётчика перебежчиком, завербованным ЦРУ задолго до его знаменитого полёта. Дескать, неслучайно Беленко со скандалом прорывался на Дальний Восток и не просто так покинул родные берега на скоростном МИГ-25 — без преувеличения, чуде технической мысли того времени. Всё это сторонники «шпионской» версии считают продуманной операцией американских спецслужб. Недаром представители последних чуть ли не по винтикам разобрали оказавшийся в их руках самолёт, получив свежайшие данные о достижениях советской авиастроительной, металлургической и радиоэлектронной промышленности.
По одной из теорий, самолёт должен был попросту исчезнуть для советского правительства, а сам Беленко — начать новую жизнь в Штатах под другим именем, но лётчик сбился с курса и сел в обычном аэропорту вместо военной базы США в Японии, из-за чего и случился скандал.
Сам Беленко утверждал, что его поступок был продиктован жаждой свободы и нежеланием молча мириться с многочисленными нарушениями и авариями в военных авиационных частях. А кое-кто из сослуживцев поговаривал, что на побег мужчина решился, не получив звания капитана и должности начальника штаба эскадрильи, на которые очень рассчитывал.
Как бы там ни было, а 6 сентября 1967 года лейтенант Виктор Беленко поднял свой самолёт в воздух для выполнения полётного упражнения и навсегда покинул родину, жену и сына. Лётчики, бывшие на аэродроме в тот день, отмечали необычную бледность сослуживца, а чуть позже у него дома нашли карту с расчётами маршрута полёта, так что говорить об импульсивности явно не приходится.
Американская мечта Виктора Беленко
Самолёт после недолгих препирательств с японскими властями был возвращён в Россию. А сам Беленко осел в США, где успел сменить множество должностей: преподавал в военной академии тактику воздушного боя, работал консультантом правительственных структур по вопросам советской авиации, помогал совершенствовать вооружение американских истребителей, читал лекции о традициях СССР, снимался в рекламе, выступал на радио и телевидении и написал в соавторстве с Джоном Барроном книгу «Пилот МиГа».
Восстановить связь с семьёй бывший лётчик не пытался даже после развала Союза, тем более что в Америке он успел обзавестись женой и тремя детьми. Увы, ненадолго — брак закончился разводом, после которого основная часть имущества Беленко отошла ко второй жене.
А в российских истребителях со времени побега рискового лётчика появилась новая деталь – «беленковская кнопка», нажатие на которую снимает предусмотренную на МИГе блокировку стрельбы по своим самолётам. Это на случай если за штурвалом одного из них вновь окажется дезертир, устремившийся за кордон. До Беленко о необходимости такой кнопки никто не задумывался…