Славянские мифические существа: красивые и пугающие
Славянские мифы населяли не только по-детски наивные и добрые домовые, бестолковые кикиморы и водяные. В бестиарии древних славян было много существ, пугающих не меньше, чем древние боги Лавкрафта.
Мифические существа древних славян
Ночница, или полуночница, — это злой дух, которого представляли как мрачную и уродливую женщину с тёмной кожей. У некоторых народов ночница также наделялась длинными и острыми когтями, а на территории современной западной Белоруссии верили, что она может оборачиваться чёрным мохнатым червяком. Полуночница приходила, как нетрудно догадаться, по ночам. Она была враждебно настроена по отношению к людям, особенно детям. Считалось, что именно она ответственна за детский плач по ночам, крики и плохой сон.
Но не стоит думать, что днём славянскому человеку было нечего бояться. Полуденница (полудница) олицетворяла собой опасный знойный промежуток в середине дня, когда солнце палит так сильно, что может запросто лишить жизни заработавшегося в поле славянина. Считалось, что нарушителей полуденного отдыха она убивает на месте, отсекая голову. К забытым на улице детям полудница тоже не испытывала жалости — либо убивала их, либо забирала и подкладывала подменыша.
Кстати, о подменышах. Эти персонажи появляются и в западной мифологии, например, у англосаксов, где подменами детей в основном заведуют феи. В славянской мифологии подменыши тоже встречаются, причём их может оставить почти любое другое мифическое существо. Подменыши — это оборотни, которые принимают облик ребёнка и занимают его место в доме. Считалось, что отличить подменыша можно по плохому или резко изменившемуся характеру, болезненности, повышенному или пониженному аппетиту. В большинстве обществ не порицался отказ от такого ребёнка. Поэтому, если в семье и без того было слишком много ртов, то родители могли объявить одного из своих чад оборотнем и оставить в лесу. И это по-настоящему страшно.
Баба Яга — куда более разносторонний и интересный персонаж, нежели можно подумать. Она неоднократно меняла свою ипостась с положительной (помощницы и советчицы) на отрицательную (каннибал, злая ведьма) и обратно. В наиболее широком смысле этот персонаж представляет собой соединяющее звено между миром живых и миром мёртвых. Баба Яга — это мудрая женщина (необязательно старуха), которая умеет переступать границу между мирами и быть проводником для героя. Недаром у неё одна нога — костяная.
Домовых в славянской мифологии было много, причём различались они между собой «специализацией». Были и классические домовые, живущие внутри жилого дома и помогающие или мешающие хозяйке. Были и амбарники, обитающие в амбарах и сараях. Были и дворовые — заведовали придомовой территорией. Домовой всегда был нейтральным существом, поведение которого зависело от отношения к нему. Всегда считалось, что домовой любит уют и чистоту, а грязнуль и лежебок дразнит, щиплет, может даже убить. На домовых нередко сваливали удушье во сне. Считалось, что, если ночью тяжело дышать, значит домовой чем-то недоволен. Наутро в качестве «откупа» ему оставляли у печки тарелку с молоком и хлебом.
В славянской мифологии были и многочисленные оборотни. Самые известные из них — это волколаки. Это люди (обычно знахари или ведуны), которые умеют принимать облик волка. В отличие от западного представления об оборотнях, славянский волколак, как правило, сохраняет свободу воли и разум, но разговаривать не умеет. Южнославянские народы смешивают понятие упыря и волколака, у них один персонаж зачастую выполняет обе функции (оборотничество и высасывание крови).
Вообще оборотничество — огромная тема славянской мифологии. В сказках можно проследить этот мотив — нередко герой или его помощник оборачиваются по своей воле. Со временем (во многом благодаря христианству) мифы об оборотничестве приобрели негативный оттенок.
Вий — это тоже персонаж славянского бестиария. Гоголь описывает его, опираясь на мифы, и известный благодаря Н. В. Гоголю образ по большей части соответствует представлениям древних славян. Вий — это существо из преисподней, чей взгляд способен убить (в этом он схож с василиском). Его глаза закрывают огромные, непомерно длинные веки и ресницы. Поднять их самостоятельно вий не может, а потому рядом с ним обычно находится свита приспешников (как минимум двое), которые вилами поднимают его веки.
Верлиока — персонаж сказок, где у него есть чётко отведённая роль. Это типичный громила-разрушитель, не отличающийся умом и смекалкой, но обладающий огромной физической силой. Верлиоку изображали и описывали как человека огромного роста, с широченными плечами, с одним глазом (не уточняется, находится этот глаз по центру лба или нет), с крючкообразным носом и косматой бородой. В классической сказке про Верлиоку он убивает старуху и двух её внучек голыми руками, после чего герой (или компания героев) убивают его, применяя хитрость.
Кикимора, вопреки распространённому представлению, жила у древних славян не на болотах, а в домах и во дворах. Этим существом становился человек, умерший «неправильной» смертью: самоубийца, младенец, проклятый. С внешним обликом кикиморы всё сложно — её могли описывать и как безобразную старушку, и как девушку с длинными косами, и как тощего мужчину или старика. Но всё же за ней закрепился образ тощей женщины с вытянутым, как у утки, лицом, растрёпанными волосами и длинными руками. Кикимора обычно появлялась в домах, где что-то шло неблагополучно. Она общалась с домочадцами с помощью стуков или обычной человеческой речи. Но в основном она не разговаривала, а занималась всяким непотребством — бросала и била вещи, душила жителей дома во сне, пугала детей и взрослых внезапным появлением в жутком обличье.
Славянская мифология куда более обширна и интересна, чем можно посчитать. К сожалению, достоверных фактов и изображений персонажей сохранилось крайне мало, но и этого достаточно, чтобы составить более полное представление о древнем бестиарии славян.