Как построить качественную крышу для гаража своими руками
Надёжная крыша гаража является важным условием сохранности постройки. Кровельные работы в гараже в основном выполняются так же, как и на других строениях, однако есть свои нюансы.
Содержание
Виды гаражных крыш
По особенностям конструкции можно выделить несколько видов крыш. По наличию скатов кровли бывают:
- скатные;
- плоские.
Плоская крыша нуждается в обустройстве сплошного эластичного покрытия из полимерно-битумных материалов, стойких к изменениям температуры. Опорными деталями для подобной конструкции служат стенки здания. В качестве основы могут использоваться стяжки или плиты. В некоторых случаях на плоской крыше делают подвесной сад. В таком случае конструкция будет эксплуатируемой.
Скатная крыша образуется основаниями, угол наклона которых может быть от 10 до 60°. Конструкции имеют упор на стропильный механизм. Для гаража можно соорудить следующие виды крыш:
- С одним скатом. Конструкция имеет упор на стенки здания, в связи с чем одна из стен должна быть выше остальных, чтобы была возможность создать уклон. Перепад высоты рассчитывается по формуле: H = tg a x s, где s — ширина здания, tg a — тангенс угла наклона, значение которого можно посчитать на калькуляторе или взять из таблиц Брадиса. Величина уклона крыши зависит от особенностей климата региона: количества снега и сил постоянного ветра.
- С двумя скатами. Этот вариант при сооружении гаражей используется чаще всего, так как он позволяет увеличить полезную площадь здания за счёт чердачного помещения. Крыша данного вида может быть выполнена с перекрытием или без, однако она должна опираться на мауэрлат — обвязку по горизонтали из брусков, которая объединяет стропильный механизм в прочную конструкцию.
- Шатровая крыша. Для гаражей используется довольно редко, однако в некоторых случаях её применяют для поддержания единого стиля застройки территории. Стропильный механизм в этом случае не будет иметь прогона конька, поскольку каркас кровли образуется четырьмя одинаковыми скатами.
- Мансардная. Этот вид конструкции позволяет устроить над гаражным строением дополнительную комнату, которая может использоваться хозяином для собственных нужд. К примеру, можно создать мастерскую, кладовку, кабинет или комнату для гостей. От чердачного помещения она отличается высотой подъёма перекрытия: минимум 1,5 м. Этот проект крыши считается дорогим, так как он нуждается в паро-, гидро- и теплоизоляции. Также нужно установить стеклопакеты нестандартной формы. Стропильная пара будет иметь крутой излом, что может повлечь за собой уменьшение прочности постройки.
Материалы и инструменты для изготовления
Грамотное возведение крыши с единым скатом подразумевает соблюдение уклона, требуемого для беспрепятственного схода талых вод после дождей или снегопадов. Высота опорных деталей должна отличаться. Выбирать уклон следует с учётом таких факторов:
- Климат региона, в котором проводятся строительные работы. Пологие крыши с уклоном в 5–7° нецелесообразно изготавливать в регионах с большим количеством снега. Однако они подходят для мест, где есть сильный ветер. Крыши с наклоном в 20–25° не следует изготавливать над отдельно размещёнными гаражными помещениями в регионах с умеренными ветрами. Такие конструкции можно возводить только над пристроенными зданиями.
- Вид материала покрытия:
- при изготовлении крыш с уклоном в 15° или меньше надо применять материалы в рулонах — полимерные, полимерно-битумные или битумные;
- если уклон составляет до 10°, то кровлю следует устраивать в 2 слоя;
- при угле наклона 17–20° применяются листы из металла, скреплённые фальцем, плоский или волнообразный шифер;
- для крыш уклоном в 25° и больше лучше выбирать профилированные листы или металлочерепицу.
- Дизайн участка. Особенности архитектуры обязывают применять кровлю одинакового цвета и формы на всей территории.
При расчёте площади ската необходимо учесть установку свесов, которые защищают конструкцию от дождей.
Важно учитывать такие нюансы:
- Над срубом должны быть свесы в 55–60 см.
- Свес над обшитым железом каркасным строением должен быть минимум 15–20 см.
- Свес над зданием из бетона или кирпича должен составить 35–40 см.
В некоторых случаях размер свесов делают больше, чтобы сформировать навес со стороны входа или вдоль стены. Навес понадобится опереть на опорные столбы, изготовленные на отдельном или общем с гаражом основании.
Материал для покрытия гаражной крыши
Крышу гаража можно покрыть разными материалами. Выбирать нужно исходя из условий эксплуатации и финансовых возможностей. К примеру, здание с крышей из черепицы обойдётся намного дороже постройки, которая покрыта шифером. При этом укладка металлочерепицы занимает много времени. Чаще всего применяются такие материалы:
- Рубероид. Это материал, в основе которого лежит плотный или облегчённый картон с пропиткой из битума. Он покрывается тугоплавким битумом, после чего в него добавляются минеральные вещества. Нагрузка на разрыв — 26–28 кг. Одного рулона хватит для того, чтобы покрыть примерно 10 м2 крыши. Рубероид может переносить нагрев до 80° на протяжении двух часов. Материал можно применять при уклоне ската не менее 5°. Раскатанные листы соединяются клеящей смесью или мастикой в несколько слоёв или наплавляются при помощи газовой горелки. Рубероид рекомендуется использовать в случае, если изготавливается гараж с крышей сложной формы. Основные достоинства материала:
- возможность самостоятельного покрытия крыши;
- небольшие финансовые затраты.
- Битумная черепица. Это искусственный мягкий материал для кровли, в основе которого находится стеклохолст, пропитанный резиновым битумом с присыпкой из базальта или сланца. Период службы — до 50 лет. Декоративность покрытия достигается за счёт большой гаммы цветов и форм нарезки. Битумная черепица обладает всеми достоинствами рубероида, однако имеет более эстетичный внешний вид. Дополнительным преимуществом является возможность замены отдельных фрагментов при выполнении ремонта. Материал можно устанавливать на крышу с минимальным уклоном от 2°.
- Ондулин. Это формованная масса на основе целлюлозы, битума, различных пигментов и наполнителей. После просушки листы с волнами становятся стойкими к химическому воздействию. К достоинствам можно отнести маленький вес и невысокую стоимость. Период возможной эксплуатации — до 15 лет. В продаже можно найти в материал разных цветов. Для фиксации листов следует применять особый крепёж.
- Шифер. Представляет собой листы асбестоцемента с поверхностью в виде волн. Несмотря на не самый эстетичный вид и гигроскопичность, имеет довольно много преимуществ:
- стойкость к атмосферным воздействиям;
- длительный период службы (до 40 лет);
- возможность использования при уклоне ската 25–35°;
- невысокая стоимость;
- простота установки;
- низкая теплопроводность.
- Железные листы. Материал имеет полимерное покрытие и является прочными и долговечными. Листы скрепляются фальцевым способом в замок, в связи с чем необходим опыт в проведении данных работ и специальный инструмент. Допустимый уклон — 19–30°. На металлическую кровлю желательно нанести дополнительное защитное покрытие, которое может быть организовано с помощью акриловой краски.
- Профнастил. Это металлические листы волнообразной формы, которые укладываются с нахлёстом в одну волну с каждой стороны и крепятся к обрешётке кровельными саморезами, что заметно упрощает процесс установки. Рекомендуемый угол наклона — от 8°.
- Металлочерепица. Является одним из самых популярных кровельных материалов. По своим свойствам металлочерепица схожа с профнастилом, но выглядит гораздо привлекательнее. Покрытие состоит из профилированных железных листов толщиной порядка 0,5 мм с гладкой или шероховатой поверхностью, защищённой слоем полимерного напыления. Средний срок службы — 30 лет. Минимальный уклон — 14°.
Инструмент для устройства крыши гаража
Чтобы работы были произведены качественно, требуется подготовить следующий инструмент:
- молоток;
- киянку из дерева;
- домкрат для поднятия материала на крышу;
- рулетку;
- уровень для выполнения замеров;
- шпатель, если планируется штукатурить и красить гараж;
- ножницы по металлу, если планируется использовать профнастил;
- пила;
- топор.
Для некоторых металлических кровельных материалов потребуется подготовка отверстий. В таком случае в список следует добавить зенковку и зенкер.
Устройство гаражной крыши своими руками
Крыша для гаражной постройки состоит из таких элементов:
- Стропильный механизм. Применяется в качестве основы, на которую фиксируются все детали. Конструкция будет брать на себя общие нагрузки крыши.
- Обрешётка. Служит опорой для крепления кровельного покрытия.
- Материалы для гидро-, паро- и теплоизоляции. Требуются для того, чтобы удерживать тепло и защищать постройку от влаги.
- Финишное покрытие.
- Дополнительные детали для усиления стропильного механизма.
Если предполагается сооружение гаража с односкатной крышей, то на верхних торцевых частях надо разместить мауэрлат или брёвна. Элементы будут применяться в качестве опоры для стропильного механизма. Они фиксируются к стенам с помощью проволоки через анкерные болты. Крепёжные детали надо забить в стену или замуровать в кладке.
Основными деталями стропильного механизма двускатной крыши являются стропильные ноги. Они могут быть:
- подвесными (опираются крайними частями);
- наслонными (имеют промежуточные детали для опоры).
Если пролёт, который образуется опорными стенками, имеет длину меньше 5 м, то на стропильный каркас можно установить лишь горизонтальные элементы. Они называются ригелями. В местах крепления мауэрлата и стропильных ног нужно подготовить отверстия для крепежа. Опоры устанавливаются в данные отверстия и надёжно фиксируются гвоздями или анкерными болтами.
Установка мауэрлата
Укладку крыши для гаража следует начинать с монтажа мауэрлата. Для этого используется брус 15х10 см. Если стены гаража изготовлены из бруса, то в качестве мауэрлата можно использовать верхний венец.
- Для стен из кирпича или бетонных блоков изготавливается армирующий пояс. В него монтируются шпильки из стали, на которые затем будет надеваться мауэрлат. Конструкция армопояса требуется не только для распределения нагрузок от крыши, но и для горизонтального выравнивания торцевых поверхностей стен. Без этого элемента в разных частях крыши уклон может быть разным.
- В опалубку заливается бетон, его поверхность окончательно выравнивается, а затем конструкция закрывается слоем рубероида и оставляется до полного высыхания (не менее 7 дней).
- Монтируются балки мауэрлата. В местах расположения шпилек сверлятся отверстия соответствующего диаметра, и балки надеваются на шпильки. Сверху накручиваются гайки.
- Стропила фиксируются к мауэрлату. Самый простой метод — два гвоздя длиной от 150 мм, расположенных перекрёстно, или скобы из железа. Для более качественного крепления можно применить металлические пластины.
Разметка стропил и изготовление обрешётки
На этом этапе понадобится выполнить разметку стропил:
- На мауэрлате размещается планка так, чтобы в крайних частях появились свесы по 45–50 см.
- При помощи угольника или уровня производится разметка запила в верхней и нижней части. Ширина запила должна быть такой же, как ширина мауэрлата, однако она должна превышать 1/3 высоты стропильной ноги.
- Изготавливается шаблон исходя из полученного значения. По нему выполняется разметка на остальных опорах.
Монтаж стропил для односкатной крыши не отличается сложностью. При устройстве стропильного механизма следует руководствоваться такими принципами:
- Стропильная система может выполняться по-разному в зависимости от параметров строения. На маленькой постройке можно просто выложить стропила, оперев их на противоположные стенки в верхней части.
- Если планируется построить гараж с чердаком, то поперёк пролёта надо уложить балки длиной в 1,2–1,5 м, которые будут применяться в качестве напольного основания. Стропила закрепляются к противоположным стенкам, однако их надо дополнительно усилить подкосами. Это нужно для придания жёсткости каркасу.
- Если стены изготовлены из кирпича, укладку крайних частей реек можно производить в специальные гнёзда, которые следует заранее подготовить в стенках. Балки фиксируются к длинным стенам, а стропильные ноги — к торцевым. В углубления нужно предварительно уложить гидроизоляцию. Лучше всего применять битум.
Далее выполняется монтаж кобылок — вспомогательных свесов, под которые подстилается рубероид. Подложка требуется для защиты деталей от сырости. В будущем свесы должны быть зашиты сайдингом.
В качестве основания гаражной крыши под материал для покрытия должна применяться обрешётка из планок или железных прогонов. Обрешётка подбирается таким образом:
- Если уклон кровли минимальный, то обрешётка должна быть цельной или с расстоянием между элементами менее 30 см.
- В случае среднего уклона крыши допустимый шаг составляет от 35 до 65 см.
- Крутая крыша допускает установку элементов обрешётки на расстоянии до 1 м друг от друга.
- Если уклон большой, то в некоторых случаях обрешётку делают с шагом в 3–4 м.
Обрешётка должна быть выполнена снизу вверх.
Каждую рейку следует крепить на один гвоздь к стропильной ноге.
Утепление и гидроизоляция крыши гаража
Наружное утепление гаражной крыши следует производить в такой последовательности:
- Первым делом выполняется укладка плёнки для пароизоляции. Швы склеиваются скотчем. Через данный слой будет выполняться отвод лишней влаги и пара.
- Укладывается материал для теплоизоляции. Рекомендуется применять пенопласт или базальтовую вату.
- Утеплитель накрывается слоем гидроизоляции.
Внутреннее утепление крыши выполняется таким образом:
- Прежде всего выполняется гидроизоляционный слой. Стыки заделываются скотчем.
- Если планируется применять пенопласт, то под него должна быть выполнена обрешётка. Далее листы крепятся при помощи саморезов. В процессе надо проклеивать стыки клеящей смесью.
- Если используется минеральная вата, то она укладывается в промежутки между стропилами враспор.
- Утеплительный материал накрывается пароизоляционной плёнкой. Места стыков проклеиваются строительной лентой.
Следует позаботиться о том, чтобы утеплительный материал не контактировал с плёнкой гидроизоляции. Между ними должен быть зазор. Для этого поверх плёнки набивают контробрешёту из брусков 30х40 или 50х50 мм. Если для гидроизоляции используется супердиффузионная мембрана, устройство вентиляционного зазора не требуется.
Утепление крыши внутри можно выполнить с применением пеноизола.
Пенообразный материал следует наносить способом напыления. Он будет проникать во все зазоры, расширяться при подсыхании и распределяться по всему основанию. В результате не будет щелей, в которые могла бы проникать влага или холод. Пеноизол является одним из лучших материалов для утепления. Он исключает появление грибка и плесени. Единственный недостаток заключается в высокой стоимости. Однако следует помнить о том, что период возможного использования материала составляет 70 лет.
В качестве материала для гидроизоляции односкатных крыш чаще всего используется битумная мастика. Распределённое по поверхности крыши покрытие способно сформировать основу с отличными параметрами гидроизоляции. Также допускается использование антиконденсатной плёнки, которая производится на основе вискозы. Такой вариант чаще всего подходит для крыш, которые покрываются профилированными листами.
Гидроизоляция производится после того, как будет выполнена система стропил и обрешётка, а также уложен утеплитель:
- Гидроизоляционный материал следует укладывать полотнами снизу вверх.
- Необходимо обеспечить минимальный нахлест и избегать натяжения полотен.
- На стропилах плёнку нужно крепить планками небольшой толщины — контробрешёткой, чтобы создать вентиляционный зазор.
Если крыша не будет проветриваемой, то в качестве материала для гидроизоляции следует применять не обычную плёнку, а с защитой от конденсата. Возможно также применение современной паропроницаемой мембраны, которая излишки водяного пара будет отводить наружу. Облегчить процесс гидроизоляции можно при помощи использования самонаплавляемой кровли. Однако важно следить за тем, чтобы материал для покрытия не перегревался.
Видео: гидроизоляция гаражной крыши
https://youtube.com/watch?v=AB4-w-HMpvE
Укладка кровельного покрытия
Одним из популярных вариантов является устройство кровельного покрытия из рубероида.
Пошаговое руководство по укладке рубероида
Рубероид монтируется на сплошную обрешётку. Материал способен выполнить сразу две функции:
- защитить внутренние помещения от осадков;
- создать сплошное бюджетное покрытие.
Рубероид — мягкий рулонный материал для кровли, поэтому его легко укладывать. Чтобы надёжно защитить крышу, рубероид надо монтировать в 2–3 слоя. Первый слой применяется в качестве подкладки, а последующие — в качестве основного покрытия.
- Основание для укладки промазывается битумной мастикой, после чего настилается первый слой рубероида. Материал монтируется снизу вверх в направлении уклона крыши. В таком случае вода не сможет проникать в щели между полотнами. Чтобы работа была произведена качественно, надо сначала промазать поверхность мастикой, после чего раскатывать и прижимать рубероид. Задержек быть не должно. Битум надо наносить по всей ширине рулона, при этом важно делать маленький отступ для следующего полотна. Нахлёст при укладке должен составлять 17–20 см.
- Каждый последующий слой рубероида укладывается таким же методом. Разница будет лишь в направлении укладки — перпендикулярно начальному слою.
- В конце нужно поверхность ещё раз промазать битумом.
Помимо рубероида можно применять и другие материалы рулонного типа. Они выкладываются на мастику или наплавляются при помощи газовой горелки. Второй метод требует повышенного внимания, т. к. он является пожароопасным. Такие работы должен выполнять человек с опытом.
Подробнее о выборе кровельного материала для гаражей, читайте в нашей статье — Какой материал выбрать для покрытия крыши гаража.
Видео: покрытие крыши битумом и рубероидом
Последовательность монтажа кровельного профнастила
Профнастил имеет незначительный вес, поэтому есть возможность сэкономить на изготовлении стропильного механизма и обрешётки. Стропильные ноги могут быть изготовлены из брусков 100х30, 50х30 или 50х50 мм. Выбор нужно делать исходя из того, какая нагрузка будет на стропильный механизм. Чтобы создать качественную кровлю, её нужно утеплить и уложить материал для гидроизоляции. Последовательность действий:
- На поверхность каркаса укладывается гидроизоляция. В этом случае допускается использование плёнки из полиэтилена толщиной 200 микрон. Плёнка фиксируется к обрешётке с помощью планок небольшой толщины сечением 20х20 мм. Расстояние между рейками нужно делать таким, чтобы на деталях мог плотно расположиться профилированный лист.
- Поверх гидроизоляционного материала укладывается металлическая кровля. Профлисты закрепляются к обрешётке при помощи особых самонарезающих винтов с подкладками из резины. Для удобства можно предварительно проделать маленькие отверстия в основании. Саморезы нужно вкручивать без натяга, чтобы материал мог сжиматься и расширяться при изменении температуры.
- Кровля утепляется изнутри гаража. Процесс утепления под профнастил полностью аналогичен описанному выше.
- С внутренней стороны кровли монтируется пароизоляционная плёнка и финишное покрытие стен и потолка чердачного помещения.
Видео: самостоятельное покрытие крыши профлистами
Особенности укладки фальцевой и шиферной кровли
Укладывать фальцевую кровлю из оцинкованного металла можно только при наличии определённых навыков и специальных приспособлений. Самостоятельно это делать не рекомендуется.
Крыша из шифера способна служить более 40 лет. Материал укладывается так же, как и профнастил, однако шифер имеет большой вес. Соответственно, он нуждается в прочном и надёжном стропильном механизме. Стропила должны изготавливаться из деревянных брусков сечением не менее 100х80 мм.
Видео: покрытие крыши шифером
Эксплуатация и обслуживание крыши для гаража
Мягкие покрытия являются довольно прочными, однако рекомендуется выполнять регулярный осмотр основания. Признаки, которые свидетельствуют о необходимости проведения ремонта:
- Различные механические повреждения: сквозная потёртость, глубокая трещина, разрывное отверстие.
- Появление впадин, в которых может застаиваться вода или грязь.
- Изменение внешнего вида покрытия: появление мха, плесени или грибка.
- Возникновение аварийных расслоений в местах соединений.
При наличии данных признаков рекомендуется незамедлительно провести ремонт крыши. Опытные специалисты рекомендуют хозяевам гаражей выполнять регулярные мероприятия по обслуживанию конструкции минимум раз в 3 года. В этом случае достаточно будет лишь устранить мелкие огрехи. Если крыша будет долго находиться в запущенном состоянии, то может потребоваться полная замена покрытия.
Ремонт гаражной крыши
Метод ремонта зависит от вида кровли и степени износа постройки. В частных строениях, где гараж расположен отдельно от здания, применяются бюджетные материалы для кровли с длительным периодом службы. Гаражи в кооперативах не получится покрыть профилированными листами или гибкой черепицей, поэтому используются мягкие материалы на битумной основе. Выделяют 3 варианта ремонта гаражной крыши:
- При помощи разогретого битума.
- Применение мягкого материала для кровли.
- Применение профилированных листов или черепицы.
Подробнее о ремонте крыши гаража, читайте в нашей статье — Как отремонтировать разные виды крыш гаражей.
Перед тем как приступить к работам по ремонту, понадобится убрать с крыши мусор и очистить места, которые нужно будет ремонтировать. Если установленный ранее материал для покрытия можно использовать, то потребуется вырубить топором углубления в местах с дефектами. Если крыша покрывалась рубероидом, то конструкцию надо осмотреть на наличие трещин или вздутий. Такие изъяны должны быть устранены до ремонтных работ.
- Первым делом надо взять острый нож и разрезать место с изъяном крест-накрест.
- Далее следует отогнуть образовавшиеся треугольники так, чтобы они не топорщились и дали возможность без проблем перемещаться по крыше.
- Внутренние части надо очистить от пыли. В дальнейшем щели будут залиты битумом.
Когда подготовительные работы будут выполнены, можно приступать к работам по ремонту:
- Прежде всего надо разогреть битум. Для этого надо разжечь костёр и сделать самодельный мангал, на котором будет расположено ведро. Когда битум нагреется и станет пластичным, можно приступать к заливке.
- Далее необходимо поднять ведро на крышу, соблюдая максимальную осторожность, чтобы не пролить горячую смесь на себя, и залить битумом места с дефектами. В процессе материалу нужно задать направление при помощи планки из дерева. Таким методом возможно отремонтировать как всю поверхность, так и её нужную часть. Особенно тщательно следует пролить отверстия, которые были прорублены ранее. Важно следить за тем, чтобы битум заполнил углубления доверху.
Отремонтировать крышу при помощи рубероида довольно просто. Понадобится вырезать несколько кусков материала, после чего закрыть с их помощью углубления. Каждый отрезок должен соответствовать величине углубления. Последовательность действий:
- Первым делом внутрь углубления надо нанести смолу или мастику на основе битума.
- Уложить кусок рубероида.
- Нанести сверху дополнительный слой битума. Не стоит ждать, пока он высохнет. На этом этапе надо незамедлительно вернуть на место отогнутые части.
- Заделать отверстия заплатками. Габариты каждого куска должны быть на несколько сантиметров больше ремонтируемого фрагмента.
- Поверх заплатки нанести мастику.
- Если при укладке появятся пузыри, их надо надрезать ножом. Элемент с надрезом надо плотно прижать к основанию крыши, после чего промазать гудроном.
Видео: частичный ремонт кровли гаража
https://youtube.com/watch?v=wuJx6qsTTLI
Построить долговечную крышу для гаража самостоятельно вполне возможно, однако важно следовать инструкциям и выбирать качественные и надёжные материалы на всех этапах работ.